Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Новом Завете, даны для человека, для его пользы, для его спасения, а не для

того, чтобы его сломать, разбить, поработить.

Это замечательное место. Мы видим в начале Ветхого Завета, что Бог в седьмой

день почил от дел Своих (Быт2:2—3). Этот седьмой день и есть суббота,

день отдыха. Но что случилось в этот день? Бог не отвернулся от Своего

творения, Бог не отступился от Своего всесозидательного творчества, но вместе с

тем Он поручил человеку продолжение Своего дела на земле. Он все заготовил,

теперь человеку велено (или дано, доверено) довести дело Божие под Его

водительством до совершенства. Этот седьмой день— это история

человечества, это наше время, в котором мы живем и в которое мы должны войти

творчески, как соработники Божии, как строители того Царства, в котором Бог будет

все во всем (1Кор15:28).

В Ветхом Завете этот седьмой день считался святым днем, когда и человек

должен был отдохнуть от своих обычных земных дел, посвятив день Богу, молитве,

чтению Священного Писания и изучению его, подвигу духовной жизни. Но не только

человек должен был почить: должна была почить вся природа. Человек не творил

земных дел, не пахал. На природу эта заповедь тоже распространялась: каждый

седьмой год было предписано дать покой земле, дать отдых полю, пахать следовало

другие области. Этим уже в Ветхом Завете завязывается экологическая тема,

которая сейчас стала столь трагически важной. Вот и ставится вопрос: творить ли

добро в этот день (что, по мнению фарисеев и книжников, нарушало субботу) или,

воздерживаясь от всякого доброго дела, фактически творить зло? Ясно, что эту

«субботу»— период времени, который является историей, человек должен

употребить на то, чтобы все дело Божие довести до совершенства, не заковывая

его в такие законы, которые не дают никакой твари, ни человеку, ни остальному

миру дышать, действовать, возрастать, перерастать свое естественное состояние,

из плотского делаться духовным. Вот о чем говорит Христос в этом отрывке.

Глава третья