Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Он говорит: люди-то были хорошие, да поступали плохо204. Он умел различить между поступком и

человеком, умел, ненавидя зло, жалеть преступника и не обманываться, будто,

ненавидя человека, мы ненавидим действующее в нем зло. Зло в человеке это

раненность грехом. Зло в человеке— это болезнь, в худшем случае—

это одержимость, состояние, которое должно было бы вызывать в нас жалость и

сострадание. Это мы и видим во Христе в предельном смысле, потому что Он пришел

грешников спасти— и какой ценой! Он Сам говорит: Нет больше той любви,

как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин15:13). Христос

каждого человека считал Своим ближним, Своим другом. Он берет на Себя всю

тяжесть человеческого отпадения от Бога, все его последствия, и к каждому

человеку, к тем, кто Его ненавидит ярой ненавистью, Он относится с этим

состраданием. Вспомните, как в момент, когда Его пригвождали ко кресту, Он

обратился к Богу с молитвой: прости им, Отче! они не знают, что творят (Лк23:34).

Иногда говорят, что нельзя не прощать своим врагам, но ненавидеть врагов

Божиих— законно. Это же безумие! Бог возлюбил тех, которые (это слово

апостола Павла, не мое) были врагами Ему (Рим5:10), стал человеком, умер

за них, чтобы иметь власть им прощать. Неужели своей ненавистью к тем, кого мы

считаем врагами Божиими, мы Ему как бы бросаем укор и говорим: «Ты ошибся, Ты

был не прав. Хотя Ты их любил крестной любовью, я их буду ненавидеть

„праведной“ ненавистью»? Христос пришел грешных спасти. Я пришел не судить

мир, но спасти мир,— говорит Он Сам (Ин12:47). В тех местах

Священного Писания, Евангелия, где Бог как будто с гневом обращается к

окружающим, этот гнев выражает предельную боль, горячность, ожог боли, а не

ненависть. Да, Христос относится сурово к тому злу, которое происходит от

соблазнов, Он порой сурово обращается к тем, которые не хотят видеть правды и

отвергают ее, хотя знают, где правда и где неправда. Вы наверно помните

некоторые места в Евангелии от Матфея, которые в этом отношении особенно разительны.

Вот пример: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и