Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Иоанна, Он говорит: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете

вместить (Ин16:12). И еще есть место в Евангелии от Луки:

Был же и спор между ними, кто из них должен

почитаться бльшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и

владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь

как меньший, и начальствующий— как служащий. Ибо кто больше: возлежащий,

или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий

(Лк22:24—27).

Это я вычитываю для того, чтобы показать, как долго и терпеливо Христу

приходилось воспитывать Своих учеников, приготавливать их к исполнению того, к

чему они были призваны, то есть к проповеди Его. Содержанием их проповеди не

должно было быть нечто, что они как бы слышали, но чего они не испытали и не

познали глубинным внутренним опытом. Апостол Иоанн пишет в одном из своих

посланий: мы говорим о том, что мы слышали, что видели своими очами, что

рассматривали и что осязали руки наши (1Ин1:1). Апостолы знают,

о чем они говорят. Так ли мы говорим о Христе? Так ли мы способны пронести

свидетельство нашей веры? Христос их— и нас!— посылает на проповедь

именно быть свидетелями Его. А свидетель— это тот, кто видел, кто знает

из внутреннего опыта, из глубинного переживания, убежденно. И затем, как

следствие этой приобщенности Христу, они получают власть исцелять болезни и

прогонять бесов.

К этому мы вернемся в другом месте. Сейчас я хочу объяснить еще одно слово из

прочитанного отрывка. Христос избрал Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его,

нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы». Объяснение этого

странного прозвища мы находим в другом месте:

И вошли в селение Самарянское, чтобы

приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид

путешествующего в Иерусалим. Видя т, ученики Его, Иаков и Иоанн,

сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их,

как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете,

какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а

спасать (Лк9:52—56).

Вот почему они названы Воанергес, что значит «сыны громовы». Вернемся к

Евангелию от Марка:

Приходят в дом; и опять сходится народ, так что