Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Во-первых, надо ясно себе представить, что притча— не просто

иллюстрация в книге, на которой ребенок может увидеть то, чего он еще не умеет

прочесть. Притча— рассказ многогранный, рассказ, в котором есть множество

оттенков, разный смысл; его содержание может быть понято каждым человеком в

меру его чуткости, его понимания, его способности уловить намерения говорящего.

В этом отношении понимание притч зависит от того, до чего ты сам дорос, от того

опыта, который в тебе сложился. Древнее присловье говорило: подобное подобным

познается. Если в притче звучит какое-нибудь слово или проглянет понятие, о

котором ты имеешь хоть смутное представление, ты вдруг улавливаешь смысл этой

притчи хотя бы в этом только отношении. Эта притча уже является началом

дальнейшего развития в тебе, словно, как сказано в притче о сеятеле (мы сейчас

к ней перейдем), семя упало в почву, какой является весь твой внутренний

опыт— и умственный, и сердечный, и житейский,— и начинает прорастать.

В этом отношении притча очень важна.

Ведь представьте себе, кто окружал Спасителя Христа. Вокруг Него всегда была

несметная толпа народа— очень пестрая, разнообразная. Были там люди, уже

в значительной мере созревшие к пониманию того, что Христос говорил: у них и

внутренний опыт, и умственное уразумение своего опыта и жизни были глубоки.

Были люди, в которых уже созрел вопрос, он был ясен их уму, сердце рвалось, но

еще не находило себе ответа, в притче они могли найти этот ответ. Эти люди уже

созрели к тому, чтобы услышать притчу и уразуметь ее. Были другие люди, у

которых только-только пробивалось осознание какого-нибудь вопроса или

какое-нибудь внутреннее переживание их тревожило. Они как бы чуяли, что им надо

понять нечто, и не могли уловить, что именно (мы все это состояние знаем). А

Христос скажет притчу— и вдруг в этой притче они узнают и свой вопрос, и

свое недоумение, и свое искание и, может быть, находят полный или частичный

ответ на то, что у них постепенно складывалось, но еще не созрело. А иные люди

вокруг Христа ничего подобного не переживали и поэтому, когда доходило дело до