Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
которых— быть прямым вызовом, таким вызовом, который с силой поразит
человека, слушающего притчу, потому что он не защищается от содержащегося в ней
обвинения. Притча такого рода— история о том, как пророк Нафан пришел к
царю Давиду, который пленился женой одного из своих военачальников, поставил
его в такое место битвы, где он был убит, и взял его жену себе в наложницы
(2Цар12). Если бы пророк пришел и бросил ему обвинение прямо в
лицо, скорее всего Давид бы сказал: «Я— царь!»— и словно закрылся
бы в броню, чтобы защититься от этого вызова.
Вместо этого Нафан рассказал ему случай: было два человека, два соседа. Один—
богач, владевший большим количеством скота и добра. Другой был беден, всего-то
и была у него одна овечка, которую он лелеял, словно собственного ребенка.
Однажды к богачу пришли гости, он хотел устроить им угощение, но ему стало жаль
собственного скота. И он послал слуг отнять овечку у соседа, заколоть ее, и тот
лишился единственного, чем обладал, но не только в материальном
отношении: он потерял что-то, что было для него крайне ценно. Библия говорит,
что эта овечка была для него словно дочь. И царь Давид вскипел возмущением:
«Скажи мне, кто этот человек, и он будет наказан!» И когда он так резко и
недвусмысленно отозвался на ситуацию, которая в точности была его ситуацией, но
иначе выраженной, пророк сказал ему: «Ты— этот человек; именно это
ты сделал!» И тогда царя Давида ударило в сердце, ему некуда было уйти,
потому что, осудив богача, он не мог никаким образом оправдаться. В результате
появился псалом, который мы снова и снова повторяем за богослужением,
Пятидесятый псалом: «Помилуй мя, Боже…».
Вот один пример притчи: это подобие, это что-то, что похоже на событие, к
которому относится. Но оно представлено таким образом, что тот, кто слышит,
может слушать открытым умом, открытым сердцем, не замыкаясь, не обороняясь, не
предпринимая ничего для того, чтобы оказаться правым и не быть раненым. Это
один тип притчи, который мы встречаем то тут, то там, чаще в Ветхом Завете, чем