Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

обнаружить простым умственным упражнением,— всякий раз это требует новой

зрелости, вы отходите от очевидного, бросающегося в глаза центра и следуете

линии, которая уносит вас в бесконечность Божию. Вот этим-то чрезвычайно

интересны притчи Ветхого и Нового Завета, а также все притчи, которые можно

прочитать в древней письменности или в восточных литературах: это рассказ,

который сам по себе— всего лишь начало, это центр притяжения, с которым

связано что-то другое, это отправная точка. И если оттолкнуться от этой точки и

расти духовно, умственно, возрастать опытом, то открываются новые пути.

Но вот что меня очень поражает: очень и очень многие евангельские притчи

заимствуют свою тему из природы. Вы, конечно, помните семя и сеятеля

(Мк4:3—20), вы помните лилии (Мф6:28—30). И мне кажется, что это не

случайно, будто Христу было просто удобно говорить о том или другом, потому что

эти предметы были прямо тут, на глазах. Я думаю, что между Богом и тварным

миром существует такая взаимосвязь, которая позволяет любой видимой вещи

указывать на невидимое. Все видимое, все материальное имеет глубину; так можно

думать на основании того, что Бог создал все, каждую вещь актом любви и создал

ее такой, что она продолжает иметь с Ним связь; она— не просто «предмет»,

который Бог сотворил и пустил в Историю. Этот предмет имеет связь с Богом, и мы

можем видеть это, потому что все чудеса евангельские свидетельствуют о том, что

материальный мир может слышать Его голос и отзываться.

Возьмите все чудесные исцеления, которые мы находим в Евангелии. Причина

болезни, причина, почему что-то не в порядке,— сам человек, а его больное

тело— жертва. И Бог обращается, разумеется, к человеку, потому что, чтобы

отношения снова стали гармоничными, перемениться должен человек, но Он

обращается со словом и к тому, что мы очень часто рассматриваем лишь как

инертную природу. Например, те несколько случаев, когда Христос повелевает

ветру и морю (Мк4:35—41; 6:47—51), когда приказывает лихорадке оставить

тещу петрову (Мф8:14—15), приказывает болезни уйти. На основании этого мы