Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Первые прошения Молитвы Господней

Первые прошения Молитвы Господней210

Молитву Господню, Отче наш, мы употребляем ежедневно; на службах она

повторяется неоднократно. И некоторые люди находят, что она очень проста,

несложна, и произносят ее как нечто естественное и простое, а некоторые (в их

числе и я) находят эту молитву одной из самых трудных молитв нашего

православного и общехристианского обихода. Она трудна тем, что это единственная

молитва, которую нам дал Господь Иисус Христос; в сущности, кроме Него, никто

не может сказать ее полностью, всем своим существом.

Это молитва сыновства— полного, совершенного, неограниченного

сыновства. Вместе с этим она нам предложена, потому что мы, как говорит апостол

Павел, делаемся сынами Божиими, бываем приняты Богом, мы призваны постепенно

вырасти в полную меру того сыновства, которое мы видим осуществленным и

прославленным во Христе.

И вот мне хочется сегодня продумать с вами вновь основные положения этой

молитвы.

Как мне кажется, начало этой молитвы: Отче наш, Иже еси на небесех. Да

святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя яко на небеси и

на земли— может произнести всем сердцем, всем умом, всем существом,

всей жизнью и всей смертью только Господь Иисус Христос. Все мы, когда

произносим эти слова, молим Бога о том, чтобы это случилось; Христос в Своем

воплощении, Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, не только молился, чтобы это

случилось, но всем Своим бытием это осуществлял. Мы призваны к тому же, но

расстояние между мечтой и делом, между желанием и осуществлением, между тем,

что мы собой представляем, и тем, к чему мы призваны, очень велико. И вот

давайте подумаем, что значат различные слова, различные предложения этой

молитвы.

Мы начинаем эту молитву словами Отче наш, мы дерзаем называть

Небесного Бога Отцом. И когда я говорю «дерзаем», я только повторяю те слова,

которые мы произносим в Литургии перед этой молитвой211. Мы просим Бога, чтобы Он нам дал

неосужденно, со дерзновением произнести эту молитву. Потому что, опять-таки,

назвать Бога Отцом в полном смысле этого слова может только Тот, Который

является для Него подлинно, истинно Сыном— не пасынком, не блудным сыном,

а Сыном в полном смысле этого слова, таким Сыном, о Котором Христос говорит: Видевший

Меня, видел Отца (Ин14:9), о Котором святой Василий Великий говорит,