Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
И вот мне хочется сегодня продумать с вами вновь основные положения этой
молитвы.
Как мне кажется, начало этой молитвы: Отче наш, Иже еси на небесех. Да
святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя яко на небеси и
на земли— может произнести всем сердцем, всем умом, всем существом,
всей жизнью и всей смертью только Господь Иисус Христос. Все мы, когда
произносим эти слова, молим Бога о том, чтобы это случилось; Христос в Своем
воплощении, Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, не только молился, чтобы это
случилось, но всем Своим бытием это осуществлял. Мы призваны к тому же, но
расстояние между мечтой и делом, между желанием и осуществлением, между тем,
что мы собой представляем, и тем, к чему мы призваны, очень велико. И вот
давайте подумаем, что значат различные слова, различные предложения этой
молитвы.
Мы начинаем эту молитву словами Отче наш, мы дерзаем называть
Небесного Бога Отцом. И когда я говорю «дерзаем», я только повторяю те слова,
которые мы произносим в Литургии перед этой молитвой211. Мы просим Бога, чтобы Он нам дал
неосужденно, со дерзновением произнести эту молитву. Потому что, опять-таки,
назвать Бога Отцом в полном смысле этого слова может только Тот, Который
является для Него подлинно, истинно Сыном— не пасынком, не блудным сыном,
а Сыном в полном смысле этого слова, таким Сыном, о Котором Христос говорит: Видевший
Меня, видел Отца (Ин14:9), о Котором святой Василий Великий говорит,
что Он— Христос— является как бы печатью, раскрытием перед нами
самого Бога непостижимого, является ликом невидимого Бога212.
И когда мы говорим Отче наш, мы должны бы отдавать себе отчет в том,
что можем называть Его Отцом, лишь поскольку соединены с Единородным Его Сыном,
ставшим Сыном Человеческим. Мы только потому можем называть Бога Отцом, что
Сына Его мы приняли как своего Бога, как своего Спасителя, как своего Учителя и
одновременно путь, которым идет Христос, приняли как свой собственный путь: