Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

другое можно бы сказать, но хоть это мы могли бы запомнить. Если мы неспособны

жить в такую меру, мы могли бы хоть стремиться к этому, знать, что это—

наше призвание: начать с Царства внутри нас и распространить его на одного

человека, на второго, на третьего и дальше.

Потом мы просим о том, чтобы воля Божия совершилась: Да будет воля Твоя. Воля

Божия— спасение всех, и в этом отношении мы посланы ко всем. Воля

Божия— наше спасение тоже. И когда люди говорят с притворным или

неразумным смирением: «Я о себе молиться не могу; что я собой представляю перед

Богом, чтобы Он меня спасал? Но конечно, я о других молюсь»,— это очень

печальная ошибка. Потому что Царство Божие никогда не будет полно, если хоть

один из нас будет вне его. Мозаика состоит из множества маленьких камешков,

некоторые из них ничего как будто и не представляют, они и не золото, и не

цвет. А вынь один из этих камешков— и постепенно мозаика начнет

разрушаться и вся рассыплется. Таково Царство Божие: спасение всех.

Мы должны бороться за себя, за свое спасение, потому что Господь отдал Свою

жизнь за каждого из нас, без исключения: не только за моего ближнего, но и за

меня. И если я это понимаю, то я должен всей своей благодарностью отозваться на

Божию любовь ко мне и эту любовь распространять дальше. Воля Божия так ясно

раскрыта нам в Священном Писании, так ясно раскрыта в личности Христа, так ясно

раскрывается в личности святых. Я не говорю— в конкретном их житии,

которое, может быть, нам и не по плечу, и не по обстоятельствам, но в том, что

они собой представляли, как они стояли перед Богом, перед своей совестью, перед

людьми, как бережно они относились ко всему, что их окружало. Святой Исаак

Сирин говорит: не может молиться чистым сердцем тот, кто не примирится с Богом,

со своей совестью, со своими ближними и даже с предметами, которыми он

пользуется,— потому что они все Божии. Весь этот материальный мир создан

Божественной любовью. Это не мертвый мир, это мир, из которого Господь

совершает чудеса: хлеб делается Телом Христовым, вино делается Кровью