Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

восхождение— восхождение к вечности, не как смертное увядание, а как

восхождение к моменту, когда мы пройдем тесными вратами смерти в

вечность,— не совлекшись временной жизни, но, по слову апостола Павла,

облекшись в вечность (2Кор5:4).

Согласно православному преданию, первые три дня после смерти душа человека

остается около земли, посещает привычные ей места, как бы вспоминая все, чем

была для нее земля, так что душа покидает землю и предстает перед Богом в

полном сознании всего, что с ней происходило. Эти три дня окружены особым

вниманием. Мы молимся, мы служим панихиды, мы сосредоточены мыслью на всей

многосложности наших отношений с усопшим. И у нас есть свое задание. Мы должны

развязать все узелки в душе. Мы должны быть в состоянии сказать усопшему из

самой глубины сердца и всего нашего существа: «Прости меня!» и сказать также:

«Я прощаю тебя, иди в мире».

Может быть, в этом объяснение старого присловья, что об усопшем не следует

говорить дурного. Если мы истинно, во всей истине и правде, сказали усопшему:

«Я отпускаю тебя. Я встану перед Богом со своим прощением, пусть ничто, что

было между нами, не стоит на твоем пути к полноте и вечной радости», то как

можем мы вернуться назад, припомнить зло, припомнить горечь? Это не значит, что

мы закрываем глаза на реальность, потому что если действительно в жизни

человека было зло, если действительно было что-то неладное между нами и

усопшим, то тем более должны мы молить Бога освободить обоих— и нас

самих, и усопшего,— чтобы быть в состоянии и услышать слова прощения «Иди

с миром», и произнести эти слова со все нарастающей глубиной понимания, все

нарастающим сознанием свободы.

Душа и тело

Теперь, говоря о проблеме реальности смерти, мы обратимся к различным

связанным с ней службам Православной Церкви. Поскольку каждый может прочесть

эти тексты или знает на опыте, я не буду разбирать их подробно, а выделю

некоторые характерные черты. Во-первых, есть две службы, которые все вы,

несомненно, хорошо знаете: это краткое богослужение в память усопшего—

панихида и отпевание мирян. Существуют и другие, менее известные последования:

к ним относится канон, по возможности читаемый над человеком, отходящим из

этого мира, оставляющим его тяжело, мучительно, а также отпевание младенцев и

отпевание священников. Всем этим службам свойственны некоторые основные черты.

В этих последованиях две стороны: забота о душе и забота о теле. Мы