Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Воскресением Христовым смерть на самом деле преодолена. Смерть преодолена во

всех отношениях. Она побеждена, потому что благодаря Воскресению Христову мы

знаем, что смерть— не последнее слово и что мы призваны восстать и жить.

Смерть также поражена победой Христа, поправшего ад, потому что самый ужасный

аспект смерти в представлении ветхозаветного народа израильского был в том, что

отделенность от Бога, которую принесла с собой смерть, стала окончательной,

непреодолимой. Те, кто умирал от потери Бога— и это относилось ко всем

умершим,— в смерти терял Его навсегда. Ветхозаветный шеол был

местом, где Бога нет, местом окончательного, безвозвратного Его отсутствия и

разлуки. Воскресением Христа, Его сошествием во ад, в глубины адовы, этому был

положен конец. Есть разлука на земле, есть горечь разлуки, но нет в смерти

разлучения от Бога. Напротив, смерть— момент, путь, через который, как бы

мы ни были отделены, как бы несовершенно ни было наше единение и гармония с Богом,

мы предстаем перед Его лицом. Бог— Спаситель мира. Он не раз говорил: Я

пришел не судить мир, но спасти мир (напр., Ин12:47). Мы предстаем

перед Тем, Кто есть Спасение.

Отпевание

В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу

решимость, чтобы начать эту службу словами: Благословен Бог наш… Порой

это предельное испытание для нашей веры. Господь дал, Господь взял, да будет

имя Господне благословенно,— сказал Иов (Иов1:2). Но это

нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим

больше всего, лежит мертвым перед нашим взором.

А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы

человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся

перед лицом Божиим как свидетельство любви. Потому что все молитвы об усопшем

являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не

напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную