Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все. Вера пройдет, и надежда

пройдет, когда вера станет видением и надежда— обладанием, но

любовь никогда не пройдет (1Кор13:8).

Поэтому, когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим:

«Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь

на земле: примеру мы будем следовать, любовь никогда не умрет». Провозглашая

перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не

только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искуплением и его

славой. Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в нем

значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам

время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все

плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и

принесли плод благодаря нашей неумирающей любви, и сказать Господу: «Прими это

от меня, оно принадлежит ему, ей: я— только поле, сеятель был он! Его

пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот

плод принадлежит ему».

И мы можем стоять с разбитым сердцем и тем не менее провозглашать слова

веры: Благословен Бог наш… Порой еще трагичнее звучит тропарь

Воскресения: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во

гробех живот даровав,— когда перед нашими взорами мертвое тело

человека, которого мы любили. Но голос Церкви произносит слова поддержки и

утешения: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место

упокоения, и: Жива будет душа моя и восхвалит Тя, Господи.

И с другой стороны, есть вся боль, все горе, которые мы ощущаем совершенно

справедливо, скорбь, которая от лица умирающего выражена в одном из тропарей

канона на исход души: Плачите, воздохните, сетуйте: се бо от вас ныне

разлучаюся.

И вместе с тем есть несомненная уверенность, что смерть, которая для

нас— потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она— начало, а

не конец, что смерть— величественная, священная встреча между Богом и

живой душой, обретающей полноту только в Боге.

Оживший из мертвых

Оживший из мертвых35

Мне предложили темой прекрасное, глубокое определение христианина—

«оживший из мертвых» (Рим6:13), и я попытаюсь рассмотреть в меру моих сил