Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все. Вера пройдет, и надежда
пройдет, когда вера станет видением и надежда— обладанием, но
любовь никогда не пройдет (1Кор13:8).
Поэтому, когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим:
«Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь
на земле: примеру мы будем следовать, любовь никогда не умрет». Провозглашая
перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не
только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искуплением и его
славой. Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в нем
значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам
время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все
плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и
принесли плод благодаря нашей неумирающей любви, и сказать Господу: «Прими это
от меня, оно принадлежит ему, ей: я— только поле, сеятель был он! Его
пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот
плод принадлежит ему».
И мы можем стоять с разбитым сердцем и тем не менее провозглашать слова
веры: Благословен Бог наш… Порой еще трагичнее звучит тропарь
Воскресения: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во
гробех живот даровав,— когда перед нашими взорами мертвое тело
человека, которого мы любили. Но голос Церкви произносит слова поддержки и
утешения: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место
упокоения, и: Жива будет душа моя и восхвалит Тя, Господи.
И с другой стороны, есть вся боль, все горе, которые мы ощущаем совершенно
справедливо, скорбь, которая от лица умирающего выражена в одном из тропарей
канона на исход души: Плачите, воздохните, сетуйте: се бо от вас ныне
разлучаюся.
И вместе с тем есть несомненная уверенность, что смерть, которая для
нас— потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она— начало, а
не конец, что смерть— величественная, священная встреча между Богом и
живой душой, обретающей полноту только в Боге.
Оживший из мертвых
Оживший из мертвых35
Мне предложили темой прекрасное, глубокое определение христианина—
«оживший из мертвых» (Рим6:13), и я попытаюсь рассмотреть в меру моих сил