Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
передавали детям суть, вместо того чтобы из этого события сделать нелепый
рассказ о какой-то ветхозаветной магии!
Есть другие места, которые озадачивают нас. Почему, например, в целом ряде
мест говорится о том, что израильтяне начали молиться на высотах, на вершинах,
на пригорках и Бог отвернулся от них (напр., 4Цар17:9—18)? Почему
нельзя было молиться на пригорке или на какой-нибудь горе или на высоте?
Потому, что это было знаком, что они молятся так, как молятся язычники, они
переняли обычаи и действия язычников и этим показали Богу, что они больше не
Ему Единому принадлежат, но приобщились к миру, который не Его мир. Можно было
бы другие примеры привести, но и этих достаточно, чтобы вы уловили, что надо
Писание читать духом.
Есть замечательное место у старца Силуана, где он говорит, что Дух Святой
живет в Церкви и что, если бы даже все Священное Писание пропало, человечество
и Церковь не лишились бы полного познания Бога, потому что человечество
продолжало бы становиться в Церкви и через Церковь Телом Христовым,
оживотворенным Духом Божиим. Это смелые слова, но нам иногда приходится
принимать слова смелые, потому что они нам передают что-то очень важное. А
важное они нам передают вот что. В течение двух тысяч лет и дальше в глубь
Ветхого Завета люди читали тексты, которые были несовершенны с точки зрения
языка или грамматики, которые менялись в зависимости от эпохи, но читали их
духом. Они не останавливались на словах, они в слова вглядывались, вдумывались,
входили чувством в них и познавали, что Сам Дух Святой вложил в них. И так мы
должны научиться читать Ветхий и Новый Завет, молитвы святых.
Когда мы читаем Ветхий Завет, Новый Завет, мы сталкиваемся с опытом целых
эпох, и в пределах этих эпох— с живым, победоносным, освящающим опытом
отдельных людей. Не напрасно Нестор Летописец говорил о том, что Церковь в
своем учении подобна великому хору. В ней звучит множество голосов, и каждый
голос своеобразен, неповторим, и они сливаются в одну общую гармонию. Вот что