Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
другие моменты Он вдохновляет нас воздыханиями неизреченными (Рим8:15,
26) обращаться к Богу, учит всей тоской души, всем желанием, надеждой, любовью
молиться и устремляться к Богу.
Но когда мы всматриваемся в те иконы, которые есть во всем православном
мире, мы видим, что каждая нация облекла Спасителя, Божию Матерь, святых в
черты своей народности, потому что иначе думать они не могли. Невозможно себе
представить чернокожих африканцев, которые изобразили бы Христа в виде белого
человека, Он был бы для них чужой. Мне вспоминается сейчас рассказ одного
миссионера. Он должен был проповедовать в негритянской деревне, и местный священник-негр
обратился к своей пастве и сказал: «Вы не смущайтесь, что он такой же белый,
как бес, душа его такая же черная, как наша». Это звучит шуткой, но вместе с
тем в этом такая глубина! Нет такого состояния, нет такой группы людей, которая
не может в своих чертах, на своем языке выразить истину Божию и воспринять ее.
И когда мы смотрим, например, на русские иконы, мы видим замечательную вещь: та
же икона постепенно менялась в своем облике и порой приобретала новое имя. Я
помню, как Леонид Александрович Успенский говорил одному начинающему ученику:
«Помни, что икону выдумать невозможно, но икону переписать рабски тоже нельзя,
потому что эта икона должна быть твоим опытом в пределах всецерковного опыта,
который уже нашел свое выражение в этой иконе». И поэтому, когда мы глядим на
разные списки различных икон: Владимирской, Иверской, Казанской, мы в них видим
какие-то различия. Больше того, некоторые иконы приобрели второе имя по месту,
где с них была сделана копия. Та же истина, которая прошла через душу другого
человека, нашла свое истинное, всецерковное выражение в новых чертах.
Нам приходится помнить, что познание Бога возможно только путем приобщения к
Нему. Это приобщение бывает в таинствах, бывает в молитве и бывает через жизнь,
соответствующую собственным Божиим путям. Но вести жизнь, соответствующую
Евангелию,— дело непростое, в том смысле, что эта жизнь не заключается в
том, чтобы раболепно, пусть даже очень совершенно, исполнять заповеди Божии. В