Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
человека, Он был бы для них чужой. Мне вспоминается сейчас рассказ одного
миссионера. Он должен был проповедовать в негритянской деревне, и местный священник-негр
обратился к своей пастве и сказал: «Вы не смущайтесь, что он такой же белый,
как бес, душа его такая же черная, как наша». Это звучит шуткой, но вместе с
тем в этом такая глубина! Нет такого состояния, нет такой группы людей, которая
не может в своих чертах, на своем языке выразить истину Божию и воспринять ее.
И когда мы смотрим, например, на русские иконы, мы видим замечательную вещь: та
же икона постепенно менялась в своем облике и порой приобретала новое имя. Я
помню, как Леонид Александрович Успенский говорил одному начинающему ученику:
«Помни, что икону выдумать невозможно, но икону переписать рабски тоже нельзя,
потому что эта икона должна быть твоим опытом в пределах всецерковного опыта,
который уже нашел свое выражение в этой иконе». И поэтому, когда мы глядим на
разные списки различных икон: Владимирской, Иверской, Казанской, мы в них видим
какие-то различия. Больше того, некоторые иконы приобрели второе имя по месту,
где с них была сделана копия. Та же истина, которая прошла через душу другого
человека, нашла свое истинное, всецерковное выражение в новых чертах.
Нам приходится помнить, что познание Бога возможно только путем приобщения к
Нему. Это приобщение бывает в таинствах, бывает в молитве и бывает через жизнь,
соответствующую собственным Божиим путям. Но вести жизнь, соответствующую
Евангелию,— дело непростое, в том смысле, что эта жизнь не заключается в
том, чтобы раболепно, пусть даже очень совершенно, исполнять заповеди Божии. В
Ветхом Завете были даны заповеди, от исполнения которых зависела праведность
человека. Верующий, который ничем не нарушал предписания Закона, мог считаться
и считался праведным. Но это еще не значило, что он находится в глубоком и
совершенном общении с Богом. Такие люди могли быть тем, что Священное Писание
называет рабами, то есть людьми, которые безусловно подчинены воле
своего господина и ее выполняют, но это еще не значит, что их душа, их ум,
сердце, воля полностью созвучны с волей, мыслями и сердцем господина, это