Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

вопросе о том, как мы употребляем и могли бы употреблять молитвы святых.

Во-первых, очень часто изначально нам говорят: если хочешь научиться молиться,

возьми молитвы святых, утренние и вечерние молитвы, и читай. И очень часто

бывает, что человек их вычитывает и даже к этому привыкает, и даже находит в

этом какое-то вдохновение. Но если поставить вопрос о том, погрузился ли он в

духовный опыт того святого, молитву которого читает, часто приходится сказать:

нет, эта молитва до него не дошла, он ею пользуется как костылями. То, что

человек произносит,— правда, потому что это правда, изреченная святым, но

это не его опыт, это не стало его собственным опытом. Для того чтобы молитва

святого стала нашим опытом, нужно к ней подойти с разных сторон. С одной

стороны, когда мы собираемся прочесть молитву того или другого святого, не

разумно ли, раньше чем мы произнесем хоть одно слово, сказать: «Святой Василий,

святой Иоанн, святой Симеон! В эту молитву ты влил всю свою веру в Бога, всю

свою богоустремленность, но также и сознание своего несовершенства, ты влил в

эту молитву свое восприятие окружающего мира. Когда я буду читать эту молитву,

помолись за меня, чтобы то, что ты вложил в эту молитву, хоть сколько-то до

меня дошло, чтобы и я приобщился твоему опыту».

И тут приходится действовать со строгой трезвостью, потому что слишком легко

повторять слова молитвы как бы от себя, тогда как данные слова не соответствуют

вовсе личному опыту. Например, слова молитвы «Отче наш» ставят перед нами сразу

целый ряд трагических вопросов. Когда ученики спросили Христа, как им молиться,

Он им дал эту молитву. Но Христос— единственный, Кто мог назвать Бога

Отцом, никто другой не может этого сделать. Мы можем называть Его Творцом, мы

можем называть Его Промыслителем, можем многими другими словами

охарактеризовать наше взаимное отношение, но Отцом в полном смысле Бог

является только для Христа. Как же мы можем называть Бога Отцом? Только при

условии, что мы так соединены со Христом верой, жизнью, любовью, всем существом

нашим, что стали Его родными братьями и сестрами. Сам Христос употребляет эти