Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
он делал что-то ужасное, в каком-то смысле было бы проще, потому что было бы
ясно, что он наделал. Но речь идет о том, что мы делаем постоянно не
то и вызываем боль в другом человеке и что эту боль надо утолить, надо
исцелить, нельзя просто к ней отнестись: мол, ну забудь, чего плачешь!
В молитвах святых есть много такого, чего от себя не скажешь. И когда читаешь
эти молитвы, надо иметь честность начать с того, чтобы прочесть себе вслух то,
что в них сказано, и поставить вопрос: могу ли я это Богу поднести как
собственную мольбу или нет? Хочу ли я того, о чем прошу, или я произношу это
прошение только потому, что оно напечатано в книге? Хочу ли я исцеления?
Честный человек, один из древних святых, который жил беспутно до того, как
вырвался на свободу, рассказывает, как он понял, что его беспутная жизнь
неприемлема, разделяет его с Богом, что нет ему пути к Богу, если он не
переменится. И он решил просить, чтобы Бог его освободил от зла, и приводит
молитву, которую некоторое время повторял, потому что у него не хватало
мужества сразу полностью отречься от зла: «Господи, дай мне целомудрие—
но только не сразу!»263 И
когда мы читаем молитвы святых, я думаю, мы часто могли бы сказать: я не могу
этого сказать честно от себя.
Но что же тогда делать? Есть два выхода. Либо сказать: «Господи! Этого я
сказать от себя не могу и этого я Тебе не скажу. Прости меня за то, что я
неспособен сказать этих слов— слов прощения, или прошения об избавлении
от чего-то, что мне слишком дорого, или о даровании того, что меня так пугает!»
И второй выход— это пройти мимо слов и сказать святому: «Ты эту молитву
честно, правдиво сказал. Помолись Господу, чтобы рано или поздно я смог сказать
эти твои слова. Конечно, не с той глубиной, с какой ты их говорил, но правдиво.
Глубина придет в свое время. Она будет зависеть не только от повторения этой
молитвы, она будет зависеть от всего строя моей жизни, от моего возрастания во
Христе, но пусть это станет правдиво».