Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
прорвалось в его душе: и Бог, и он соединились в той мере, которая была ему
доступна тогда, а потом все больше и больше, глубже и глубже, до момента, когда
Силуан вырос в полную свою меру.
Бывают другие ситуации, которые человека наталкивают на встречу с Богом.
Есть в жизни одного греческого святого ранних столетий рассказ о том, как он
научился молитве. Он был простой, неграмотный крестьянин, ничего, в сущности, о
Боге и о правилах веры не знал. Но однажды он пришел в церковь и услышал слова:
непрестанно молитесь (1Фес5:17), и эти слова его так
поразили, что он не остался в храме, а вышел и пошел в горы молиться там. И он
кричал к Богу, кричал из глубин своей опустошенной души, прося Бога прийти к
нему, приблизиться к нему. Много лет спустя он говорил другому подвижнику, что
после первого порыва к Богу его молитву питало и чувство одиночества, и страх
от зверей, которые за каждым кустом могли его подстерегать; а еще позже—
страсти, искушения, «хищные» духовные движения. И так он научился молиться
непрестанно.
Я даю вам эти примеры, потому что они очень реальны. Каждый из нас в разные
моменты жизни может испытать в какой-то мере то или другое из мною упомянутого.
Не в такой мере, в какой испытывал страхи и искушения этот древний святой, не в
той мере, до какой было дано великану духа Силуану вырасти, что ему
позволило быть в непрестанном общении с Богом. Но каждый из нас в той или
другой мере может себе представить: как мы молимся, когда перед нами опасность,
как мы молимся, когда перед нами задача будто неразрешимая, как мы молимся
против зла и за добро. Каждый из нас знает моменты, как иногда у нас
поднимается целый ад в душе, и никакими человеческими силами и ухищрениями
невозможно победить то зло, которое в нас вдруг обнаруживается. И тогда
остается только молиться, только кричать к Богу о помощи.
Но тут мы встречаемся с другой трудностью. Порой бывает, что мы молимся,
кричим перед Богом или просто боремся со злом, которое в нас действует и