Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
молитв святых. Имеет ли это смысл? Конечно, имеет, но тут надо подойти к
вопросу с рассуждением.
Молитвы святых, каждого святого в отдельности, выражают их личный опыт о
Боге, личный опыт о себе самих и о своих нуждах и личный опыт о мире, в котором
они живут, в этих молитвах они стараются выразить свою веру. Но святые—
не одиночки, святые составляют живую, неотъемлемую часть Православной Церкви. И
их молитвы, как бы они ни были личны, как бы они ни выражали их собственный
опыт в данную минуту или в течение целой жизни, укоренены в опыте и молитве
всей Церкви. Каждый святой выражает опыт Церкви в той мере, в какой он этому
опыту приобщен, но не только. Речь идет не о том, насколько данный человек
углублен в жизнь и опыт Церкви, а о том, что каждый человек— единственный
и неповторимый, и Бога каждый человек знает неповторимым образом, и выражает он
свой опыт о Боге тоже единственным образом.
Это нам не всегда ясно, потому что мы читаем на славянском языке, который
для очень многих из нас уже не свой, не естественный язык, молитвы,
составленные в течение веков очень большим количеством святых, говоривших на
самых разных языках: на арамейском, на древнееврейском, если речь идет о
псалмах, например, на греческом языке разных периодов и на всех языках, которым
святые принадлежали. И тут есть некоторое затруднение в том, что слова, которые
на собственном языке звучат естественно, в переводе могут в значительной мере
потерять остроту, вкус. Этим объясняется то, что некоторые молитвы (особенно
для людей, мало знающих славянский язык) не имеют того живительного действия,
которого мы от них ожидаем. И приходится задумываться над тем, как мы к этим
молитвам— частным (утреннее, вечернее правило) и общим, богослужебным,—
относимся. Все эти молитвы в какой-то момент вырвались из человеческой души,
как кровь льет из раны. Если вы с вниманием прочтете Псалтирь, вы увидите, что
есть псалмы, которые звучат как крик, вопль отчаяния, или как крик недоумения,
или как зов, полный надежды, или, наоборот, как момент отчаяния и