Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
для людей, мало знающих славянский язык) не имеют того живительного действия,
которого мы от них ожидаем. И приходится задумываться над тем, как мы к этим
молитвам— частным (утреннее, вечернее правило) и общим, богослужебным,—
относимся. Все эти молитвы в какой-то момент вырвались из человеческой души,
как кровь льет из раны. Если вы с вниманием прочтете Псалтирь, вы увидите, что
есть псалмы, которые звучат как крик, вопль отчаяния, или как крик недоумения,
или как зов, полный надежды, или, наоборот, как момент отчаяния и
растерянности, и мы не можем эти псалмы, эти молитвы читать просто подряд,
будто они относятся к одному и тому же. Они были написаны, вернее вырвались из
душ человеческих, при очень разных обстоятельствах. Поэтому нам лучше было бы
прочитать эти молитвы про себя, не в момент, когда мы молимся, а в момент,
когда хотим узнать, о чем говорят эти молитвы, что за человек их написал. Есть
святые, которые писали о Боге с такой радостью! В одном из псалмов есть
восклицание: Господи! Радость ты моя! (Пс31:7)264. Это крик души, которая встретилась с
Богом и вдруг ожила, заликовала, ожила вечной жизнью, пережила встречу с Богом.
Неужели у нас не дрогнет сердце, если в молитве святого мы услышим: «Господи, Радость
Ты моя!»? Конечно, дрогнет: как он Бога любил, Каким он Его знал,
что мог Его назвать Радостью своей! И что мне надо сделать, чтобы хоть
сколько-то приобщиться к этому опыту, обрадоваться о Нем, заликовать по
возможности?
Есть другие молитвы, которые говорят о вере. Я не знаю, читали ли вы пророка
Иеремию. У него есть целый ряд молитв, которые наполнены такой теплотой, такой
интимностью (напр., Иер20:7—18; 32:17—25). Он не говорит с Богом как с
Существом далеким, а как с самым близким, дорогим, с кем можно поделиться всем,
что есть на душе.
Но мы не можем, когда молимся, взять молитвы, написанные целым рядом святых,
притом читая их в переводе, от которого часто если не меняется, то тускнеет их
смысл, и произносить их совершенно естественно, как крик собственной души. С