Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Тебя сколько-то, сколько могу, сколько умею, люблю.
А дальше мы говорим: «Боже наш». Что значит «Бог»? Мы об этом уже говорили.
Он для нас непостижим, Он бесконечно велик, Он— тайна, и вместе с этим по
Своей свободной воле Он нас приобщает к Своей жизни. В каком-то смысле можно
сказать, что Он является Жизнью нашей на такой глубине, до какой мы не можем
дойти сознанием и опытом. Святой Исаак Сирин в одном писании говорит, что Бог
бесконечно ближе нашей душе, чем наша душа нам самим. Он в глубинах наших. Но
когда я называю Его Богом, переживаю ли я это, желаю ли я этого, сознаю ли я
это, или слово «Бог» является как бы «предметной кличкой»: это то Существо,
Которое так называется? Очень важно нам понимать те слова, которые мы
произносим в молитвах, потому что они нам открывают нечто очень драгоценное о
тех святых, которые их употребили. И дальше в той же молитве (я сейчас на ней
останавливаюсь просто ради примера): «Господи Боже наш, еже согреших во дни
сем…» И сразу приходит мысль: да, Господи, мы все грешны, и я грешен, я,
конечно, не прожил день так, как следовало бы провести, но Ты меня прости: Ты
добр! Но не в этом дело. Если у нас есть друг, которого мы ценим, которого
любим, неужели у нас не разбивается сердце от боли и стыда, когда мы сознаем, что
своей жизнью в этот день, даже одним-единственным поступком, мы его глубоко
ранили, огорчили? Есть место у кого-то из раннехристианских писателей, где
говорится о грехе как о переходе с одного берега реки на другой. Один берег
реки это Божий берег, на другом берегу Бога нет, там властвует человеческое
самоволие, действует на человека сила вражия. И когда я согрешаю, я перехожу с
Божиего берега на другой берег. Я это могу сделать по неведению, по
неопытности, но бывает, что делаю это по упрямству, потому что мне кажется, что
там будет лучше. И просто сказать Богу: «Я оставил Твою область и перешел в
область, где Тебя нет»— разве можно? Поэтому, раньше чем мы скажем Богу
«…еже согреших в день сей словом, делом, помышлением», надо остановиться и
поставить перед собой вопрос: моими делами, моими словами, моими желаниями,