Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
том, что мы можем это сделать, лишь постольку поскольку делаемся братьями
Господа Иисуса Христа. Только Он может полностью, безоговорочно назвать Отца
Небесного Своим Отцом, и только становясь Его братом, мы можем постепенно
вырасти в эту меру. И когда я говорю «стать Его братом», я не хочу сказать
просто: относиться к Нему так или иначе, а— стать Ему подобным, врасти в
Него. Как апостол Павел говорит: не я живу, но живет во мне Христос (Гал2:2).
Да, он мог сказать Отче наш, потому что в нем жил Христос, потому что в
нем как бы Христос называл Бога Отцом. И есть множество других мест, на которые
мы можем обратить внимание и которые могут играть решающую роль не в понимании,
потому что понимание головное— дело простое, а в восприятии душой и всей
жизнью. Вот третий шаг на пути такого продумывания и прочувствования молитв.
Молитвы, которые мы произносим, должны стать делом нашей жизни; то, что мы
говорим, должно быть не только искренним, честным выражением наших чувств и
мыслей, это должно стать воплощенной верой. Вы наверно помните, как в одном из
посланий апостол говорит: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу
тебе веру мою из дел моих (Иак2:18). Вот вопрос, который ставится
перед нами каждый раз, когда мы произносим те или иные молитвенные слова. Я вам
дам пример из житий святых.
К святому Антонию Великому, жившему в Египетской пустыне, пришел крестьянин
по имени Павел и говорит: «Я хочу спастись и не знаю, как это сделать». Святой
Антоний ответил: «Очень просто— живи в пустыне, постись, спи на голой
земле и молись непрестанно». И крестьянин ему говорит: «Знаешь, первые
условия— дело простое, я всю жизнь по бедности живу впроголодь и сплю на
голой земле, но вот чего я не могу сделать: я не умею молиться». Антоний
предложил: «Сядь рядом со мной, будем плести корзины, я буду вслух говорить
слова псалма, а ты будешь повторять, пока наизусть не затвердишь». Так они сделали,
сели и начали Первый псалом: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс1:1)—
блажен тот человек, который никогда не пошел на сборище нечестивых, врагов