Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

ощутимо, не постоянно держал нас за руку, как мать держит ребенка. И когда мы

говорим о встрече в молитве, о встрече в духовной жизни, мы должны помнить

именно это: встреча эта совершается раз и должна заполнить наше сердце желанием,

чтобы никогда ничто не стало между нами и Христом, Которого мы так встретили. А

дальше мы должны быть готовы Его то встречать, то не встречать, и искать Его,

но искать с надеждой, искать с уверенностью, что Он верен и явится нам

тогда, когда мы будем на это готовы, вот как в рассказе о старце Силуане.

И еще следует нам помнить, когда мы молимся и ищем встречи, что должны

искать— да, встречи, но должны создать в себе все условия, которые эту

встречу могут сделать или мгновенной, или окончательной. Христос стоит у двери

каждого из нас и стучит, но мы не отзываемся большей частью. Часто приходит

время, например, на сон грядущий помолиться, но такой наплыв различных мыслей,

воспоминаний о прошедшем дне, мыслей о том, что впереди, думы разные— и

мы откладываем молитву, потому что хотим до конца пережить то, что нами уже

встречено. А мы должны быть готовы ради встречи с Богом сказать: это от нас не

уйдет, то, что я пережил, во мне улеглось, никто у меня этого отнять не может,

я могу на время даже забыть, а оно во мне лежит и может всплыть в любое

мгновение, но теперь я все оставлю в стороне, все без остатка, и побуду со

Христом. Может быть, я не ощущу Его присутствия; может быть, даже не осознаю с

достаточной глубиной, но я Ему скажу от сердца, искренне, правдиво то, что мне

нужно Ему сказать, своими ли словами или словами святых.

Но если мы употребляем слова святых, мы должны постепенно сделать их своими.

Если они остаются только словами, которые мы повторяем, это еще не наша

молитва. Мы должны постепенно научиться тому, что вложили святые в эти слова:

тем мыслям, той вере, тем чувствам, той решимости, которую эти слова содержат.

И для этого нам надо задумываться над тем, что значат эти молитвенные слова.

Когда я говорю: Господи— что я этим хочу сказать? Является ли это

просто «кличкой», которая принадлежит Богу, значит ли это только, что, хочу я