Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
дай мне ее увидеть так, чтобы моя душа была сотрясена и я уже не мог уйти во
страну далече!
***
В течение остающихся бесед я хочу сосредоточить наше внимание на некоторых
темах, связанных с сотворением мира и с тем, как Бог и мир соотносятся друг с
другом, не только человек, но весь тварный мир. И раньше всего мне хотелось бы
задуматься с вами над тем, что представляет Собой Бог как Творец: не Сам по
Себе непостижимый в Своей таинственности, но по отношению к творческому
действию, которое вызвало из небытия все: все, что было и чего не стало, все,
что есть, и все, что будет.
Когда мы думаем о Боге, мы в Нем (я не делаю сейчас попытку дать полное
Троическое богословие) видим Три Лица. Когда говорим об Отце, мы с трепетом
предстоим перед Богом во всей Его глубине и непостижимости. Это Бог.
Другого слова у нас для Него нет. Это Тот, Который есть, без
прилагательных, без обстоятельств, которые Его привели бы к бытию: Он есть. Он—
самое бытие, и бытие не пассивное, не неподвижное, а бытие, которое является
одновременно Жизнью, полнотой движения. Он для нас непостижим в Своей глубинной
сущности, так же как для нас непостижим огонь в сущности своей. Мы его видим,
его ощущаем, но быть огнем мы не можем, и даже если мученики сгорали в
тварном огне, они приобщались только к тварному пламенению. Но Бог как огонь
непостижимый непостижим для нас до конца.
О Сыне мы говорим, по Священному Писанию, сначала как о Слове Божием, и
некоторые отцы говорили, что если подумать о Боге как о непостижимой глубинной
мысли, то слово Божие является выражением этой мысли, не во всем для нас
постижимым. Он является таким выражением в том смысле, что эта мысль делается
реальностью в тварном мире, как слово является выражением мысли человека. Но
когда мы говорим о Боге, мы говорим о чем-то более полном и непостижимом.
Божественная мысль, даже когда она находит себе выражение, этим выражением не