Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
расцветающие отношения постепенно обнаруживать: «тебя» тоже имеет личность, у
него есть лицо, взгляд, душа, чувства, в этом «ты» есть вся человеческая тайна,
где обитает Бог. Тогда «я» начинает умаляться, а «ты» расти— между ними
устанавливается своего рода равенство, равновесие, подлинные отношения: слово
«любить» вместо того, чтобы означать простое обладание, выражает живое
отношение, обмен, где и даешь, и получаешь. И если это отношение углубляется,
если наш опыт любви становится тоньше и возвышеннее, тогда постепенно
совершается чудо: тот, кто сначала думал только о себе самом и об обладании
другим, все больше забывает о себе. Он забывает о себе до такой степени, что в
конечном итоге даже не может вспомнить о своем собственном существовании,
потому что существует только любимый. Это мы находим в отношении Бога к нам,
Христа по отношению к нам. Христос стал рабом среди рабов, мертвецом среди
мертвецов, осужденным среди осужденных, Он Себя забыл до конца, Он отдал Свою
жизнь, истощил Свое величие и великолепие, лишь бы мы— мы-то!— смогли
вырасти в Его меру.
Мы, при всех наших взаимоотношениях, стараемся самоутвердиться. Мы
настойчиво ищем признания, хотим, чтобы наше существование было принято, хотим
места под солнцем— и тем самым встречаем отвержение, потому что наш
ближний тоже хочет своего места, а часто и нашего! Так что большинство
отношений содержат напор, утверждение, настояние: «Я хочу, чтобы ты меня видел,
я хочу, чтобы ты меня принял». В отношениях любви это требование излишне,
потому что меня утверждает другой, следовательно, мне нет нужды утверждаться
самому. Я существую, потому что я любим, а не потому, что требую признания.
Пшеничное зерно— твердое, ограниченное, окруженное оболочкой—
образец целости, где невозможны отношения. Это зерно должно умереть, раствориться,
чтобы стать способным на существование, которое Христос описывает в Евангелии
Своим словом и Своим Образом. Утверждаемые Богом, мы можем жить. Это отношение—
через крещение, причастие, общинную жизнь, общение святых и трагическую,