Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

становления, Который вызывает в твари возможности, каких она, может быть, в тот

момент даже не подозревает. Он помогает ей становиться всем тем, чем только она

может стать, но не по принуждению, не насильственно, а потому, что под дыханием

Святого Духа, Который есть Дух жизни, она будет становиться всем тем, на что

способна. С первого мгновения любовь Божия приобщает новорожденную тварь через

Сына и через Духа к вечной жизни. Как говорится опять-таки в Священном Писании,

дары Божии неотъемлемы (Рим11:29), и поэтому то, что Бог сейчас

предлагает и дает, никогда не было отнято и не будет отнято у твари. Тварь

после падения человека прошла через трагедию, но она осталась мученицей и

неоскверненной. Как пишет святой Феодор Студит (я часто цитирую эти его слова),

тварь невинна, тварь не согрешила против Бога, она является жертвой

человеческого падения.

Это первое, что мы знаем: тварь связана с Отцом державным Словом, Которым

является Сын, и животворным Действием, Которым является Святой Дух. Эта связь

между вещественной тварью и Богом ничем не разрушается. Отношения между тварью

и Богом не перестают быть такими, какими они были задуманы Самим Господом. И

если мы посмотрим на историю творения, то увидим, как это действительно

выражается в судьбе всех тварей.

Как заключение, как завершение творческого акта Божия появляется человек. Но

тут следует отметить— и это мне кажется очень важным,— что человек

создан из земли, перстным (Быт2:7). Тем самым он сродни всякой

твари, потому что вся тварь, каждая тварь родилась из персти, из как бы

основного, изначального материала, который появился на свет, когда Бог любовью

Своей призвал к бытию все, чего не было. В этом отношении человек сродни всей

твари через свою плоть, через вещество свое. И тут опять-таки мне кажется очень

важным помнить, что, когда мы говорим о том, как опасна плоть для духовной

жизни человека, мы говорим о чем-то описательно, но не по существу дела. Когда

мы будем говорить о падении, я к этому вернусь, но сейчас упомяну: некоторые