Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
отцы Церкви говорили, что грехи плоти— это грехи, которые человеческий
дух совершает против плоти своей, против того невинного и неоскверненного
вещества, из которого он сотворен.
Это очень нам важно запомнить, потому что с этим связана вся тема
Воплощения. Бог сотворил человека, Он его сотворил сродни всему вещественному
миру, и через свою вещественность человек причастен к этому миру в его
непорочности и чистоте. С другой стороны, Бог вдохнул в человека Свое дыхание,
и через это человек сродни Самому Богу. Не в полном смысле, потому что человек
создан, так же как остальная тварь, чистым, невинным, но еще не зрелым и не
святым. Ему надлежит вырасти в святость, которая приобщит его к Богу по-иному,
даст ему познать Бога, как он Им познан, как говорил апостол Павел
(1Кор13:12). И человек, по слову святого Филарета Московского,
повешен как бы между двумя безднами: с одной стороны, бездна Божественная, куда
он призван, с другой стороны, бездна небытия, из которой он вызван, и его
поддерживает, по словам Филарета, Божественная благодать, как алмазный мост.
Человек невинный должен вырасти в святость, и его призвание по отношению к
твари— и это очень важно— так приобщиться к Богу, так Его познать и
через познание Бога познать всю тварь в ее глубинах и стать ее вождем к полноте
приобщения с Богом, чтобы пришло время, когда, опять-таки по слову апостола
Павла, Бог будет все во всем (1Кор15:28), Божественность
пронизает все созданное Им не механически, а по открытости всей твари, потому
что тварь познала Бога под руководством человека.
Это очень важно в нашем понимании сотворенного мира, потому что особенно
теперь, когда у человека такая власть над веществом этого мира, нам надо
опомниться и понять, что представляет собой этот мир, какова его связь с
Богом.
И здесь я хочу сказать нечто о чудесах и о таинствах. Давным-давно уже
отцами Церкви сказано, что чудеса— это не моменты, когда Бог Своей