Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

чистой, освобожденной от человеческого греха. Это мы видим на море Тивериадском

(Мк4:35—41), это мы видим в умножении хлебов (Мф14:16—21), видим в

моменты, когда Христос исцеляет больных. Замечательно, что Христос не насилует

больного, как бы заставляя его перестать быть во власти болезни. Он его

спрашивает: хочешь ли ты быть целым? Каждый раз: хочешь ли ты? (напр.,

Ин5:6). Твоя телесная природа на это способна, но ты— хочешь

ли быть целым? Хочешь ли ты отвернуться от той греховной жизни, которая была

твоим уделом до сих пор, хочешь ли ты быть свободным от смерти, от осквернения

и соединиться со Мной, Богом твоим, по-новому? О, не сразу до конца, но

намерением, желанием, решимостью, отречением от всего греховного прошлого,

которое тебя сделало таким больным даже в твоем теле, которое твою плоть,

невинную плоть, поработило страданию? И каждый раз страдалец отвечает

согласием. Сумеет ли он дальше в течение всей своей жизни пронести это

понимание, мы не знаем. Может быть и нет, может быть и да, но это момент, когда

человеческая воля должна соединиться с волей Божией, для того чтобы настала

возможность освобождения природы в нем.

Мы видим также эту способность тварного мира соединиться с Богом в

таинствах. Я возьму один только пример как центральный момент: это таинство

Божественной литургии, когда хлеб и вино действием Святого Духа и силой Христа

становятся Телом и Кровью Христовыми. Здесь точная параллель тому, что

совершается при сотворении мира. Слово Божие, Сын Божий, Который приобщился к

веществу нашего мира и к нашему человечеству, это вещество, хлеб и вино,

принимает в Себя, и Святой Дух сходит на это вещество, и оно становится Телом и

Кровью Христа. Это нечто непостижимое, это нечто, чего никакой человек

совершить не может, только Бог. И в молитве, которую священник читает на

Литургии, говорится именно об этом: Ты— и Тот, Кто приносит, и Тот, Кто

принимает жертву (то есть Тот, Который был распят, и Тот, Который принимает

жертву). Ты— Тот, Который раздает и Себя отдает276. В этот момент совершается в малом