Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

твоим уделом до сих пор, хочешь ли ты быть свободным от смерти, от осквернения

и соединиться со Мной, Богом твоим, по-новому? О, не сразу до конца, но

намерением, желанием, решимостью, отречением от всего греховного прошлого,

которое тебя сделало таким больным даже в твоем теле, которое твою плоть,

невинную плоть, поработило страданию? И каждый раз страдалец отвечает

согласием. Сумеет ли он дальше в течение всей своей жизни пронести это

понимание, мы не знаем. Может быть и нет, может быть и да, но это момент, когда

человеческая воля должна соединиться с волей Божией, для того чтобы настала

возможность освобождения природы в нем.

Мы видим также эту способность тварного мира соединиться с Богом в

таинствах. Я возьму один только пример как центральный момент: это таинство

Божественной литургии, когда хлеб и вино действием Святого Духа и силой Христа

становятся Телом и Кровью Христовыми. Здесь точная параллель тому, что

совершается при сотворении мира. Слово Божие, Сын Божий, Который приобщился к

веществу нашего мира и к нашему человечеству, это вещество, хлеб и вино,

принимает в Себя, и Святой Дух сходит на это вещество, и оно становится Телом и

Кровью Христа. Это нечто непостижимое, это нечто, чего никакой человек

совершить не может, только Бог. И в молитве, которую священник читает на

Литургии, говорится именно об этом: Ты— и Тот, Кто приносит, и Тот, Кто

принимает жертву (то есть Тот, Который был распят, и Тот, Который принимает

жертву). Ты— Тот, Который раздает и Себя отдает276. В этот момент совершается в малом

масштабе то, чему суждено совершиться во вселенском масштабе, когда Бог в

конечном итоге победит грех в человеке, зло, и тварь будет свободна и узнает в

теле Христовом себя самое и во Христе своего Создателя, Жениха церковного,

Того, Который так ее возлюбил, что всего Себя отдал ей. Теперь она может отдать

себя Ему, как в совершенном браке жених не берет себе невесту, а отдает себя

ей, и невеста не берет себе жениха, а отдает себя ему.

Это тайна Церкви. О ней говорится в Послании апостола Павла, которое