Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
веществу нашего мира и к нашему человечеству, это вещество, хлеб и вино,
принимает в Себя, и Святой Дух сходит на это вещество, и оно становится Телом и
Кровью Христа. Это нечто непостижимое, это нечто, чего никакой человек
совершить не может, только Бог. И в молитве, которую священник читает на
Литургии, говорится именно об этом: Ты— и Тот, Кто приносит, и Тот, Кто
принимает жертву (то есть Тот, Который был распят, и Тот, Который принимает
жертву). Ты— Тот, Который раздает и Себя отдает276. В этот момент совершается в малом
масштабе то, чему суждено совершиться во вселенском масштабе, когда Бог в
конечном итоге победит грех в человеке, зло, и тварь будет свободна и узнает в
теле Христовом себя самое и во Христе своего Создателя, Жениха церковного,
Того, Который так ее возлюбил, что всего Себя отдал ей. Теперь она может отдать
себя Ему, как в совершенном браке жених не берет себе невесту, а отдает себя
ей, и невеста не берет себе жениха, а отдает себя ему.
Это тайна Церкви. О ней говорится в Послании апостола Павла, которое
читается по случаю бракосочетания, соединения жениха и невесты по образу
соединения Церкви, то есть той части творения, которая отдала себя Богу, и
Христа (Еф5:20—33). Это совершается в Божественной литургии, но
совершается и во всех таинствах: когда мы освящаем воды крещения, когда
освящаем масло для помазания больных и так далее. Это момент, когда молитвой
Церкви, то есть народа Божия, силой Христа и Духом Святым малая доля творения
освобождается от всякого рабства греху и сама теперь может приобщить и человека
к той святости, непорочности, здравию душевному и телесному, которое у нее
никогда не было отнято, несмотря на то что она была порабощена греху.
И тут мы приходим к самому, может быть, великому, о чем можем подумать в
этом контексте,— это воплощение Христа от Божией Матери. Божия Матерь
плотью Своей принадлежала созданному миру, и Она в Своей плоти была чиста и
безгрешна, не потому, что Она миру принадлежит, а потому, что еще с момента
Своего зачатия была посвящена Богу чистотой родителей и Ее отдачей ими Богу.