Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
до момента, когда, дойдя до предела возможного естественного познания, он
открывается к познанию Божественному. Тогда он оставляет свои попытки познать
естественным умом то, что сотворил Бог, и останавливается в молитве, в
поклонении, в молчании, в созерцании Бога. Так что даже падение, в
представлении святого Иринея Лионского, не является окончательной катастрофой,
не является концом судьбы человека. Но тот путь, который мог бы быть путем
прямого непрерывного светоносного восхождения и углубления в тайны Божии,
превращается в долгий путь искания, блуждания, ошибок, исправлений и страдания.
А дальше между Богом и человеком возникает— не вырастает, а вдруг,
мгновенно открывается— пропасть, потому что в тот момент, когда человек
выбрал естественное познание помимо Бога, он с Богом уже не в отношении
взаимной глубинной любви и доверия, а в отношении вопрошания, порой страха.
Библия рассказывает, как Адам и Ева услышали, что Бог ходит в раю. (Это
конечно образы, потому что весь этот рассказ является образной попыткой довести
до нашего сознания что-то, что описать невозможно: нет возможности на нашем
языке выразить, что случилось в мире, которого больше нет.) И когда они сознают
около себя присутствие Бога, Которому они уже не приобщены, как раньше, детской
любовью, детским доверием, совершенной отдачей себя, готовностью и желанием все
только через Него познать, они испуганы и оба прячутся от Бога. И Бог их зовет:
Адам, где ты? И Адам отвечает: я обнаружил, что я наг, что я голый, и мне
стыдно. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с
которого Я запретил тебе есть? (Быт3:8—11).
И тут оказывается вдруг, что доверие, простота, которые были вначале, пришли
к концу. В тот момент человек мог бы еще— вернее, уже— понять, что
с ним случилось. Но он не понимает, он сколько-то помрачен, но не понимает
до конца, что с ним совершилось. Он думает, что может продолжать расти,
становиться собой, познавать мир как бы параллельно с Богом. И тут входит в
силу очень страшный закон. Жить можно— в том смысле, в котором Бог жив