Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

друг перед другом. Как один из апостолов в своем послании говорит: исповедуйте

друг другу грехи ваши (Иак5:16), не оставляйте никакой неправды между

вами, пусть между вами, как бы это ни было болезненно, мучительно, страшно,

качествует, действует только истина, потому что, как Христос сказал, только

истина может сделать нас свободными (Ин8:32).

И вот наступила смерть— смерть как результат потери единства с Богом.

Потому что Бог есть Истина, но Он есть тоже Жизнь, и, потеряв свою

укорененность в Боге, человеку осталось только одно: умирать. И тут мы

улавливаем что-то основное о грехе. Мы говорим о грехах во множественном

числе, и, конечно, мы правы, но основной грех— это отпадение от Бога, это

момент, когда мы выбираем что бы то ни было, что несовместимо с нашей

приобщенностью к Богу. Совершение греха подобно переходу через реку с берега,

который принадлежит Богу, на берег, который Ему не принадлежит,— не

потому, что Бог не имеет прав на этот берег, а потому, что он у Него украден. И

нам надо это помнить; помнить, что нет малой лжи, что есть только ложь

и что ложь всегда является отпадением от того, что есть на самом

деле, и созиданием того, чего нет, как паутины, в которую можно уловить

человека или народ, все равно. Это смерть. И потому дьявол, который есть отец

лжи, называется также первым убийцей. Он ввел смерть в человеческий род,

предложив ему жизнь нереальную. Единственная реальность была Бог, дьявол

предложил первым людям путь жизни вне Бога, то есть в паутине. Это первое, что

я хотел вам прибавить к сказанному ранее.

«Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось…» ч.3

Дальше начался новый период человеческой истории. Человек, который был

двоицей, одним существом в двух лицах, вдруг оказался двумя особями, перестал

быть сверхличной иконой Святой Троицы. Каждый из них стал особью, это уже была

не икона Святой Троицы, а разбитая икона. И между Адамом и Евой начались новые

отношения, они были уже отдельны, они видели друг друга как «не я», как «он» и