Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Христом, Христом в нас, в Его единстве с верными Ему людьми. Рай не может быть

водворен насильственно, ибо любовь— это свобода, и Рай— полнота

любви-свободы. Премудрость Божия глубока, как и Его любовь к людям, и мы имеем

право (я бы даже сказал: мы обязаны) на все надеяться. Перечитайте гимн

любви у апостола Павла (1Кор13).

Бог внес жизнь в ад. Но тот, кто заслужил ад, кто уже познал ад,—

как может он после телесной смерти познать Жизнь?

Мне кажется, нам следует научиться воздерживаться и не произносить

суждения— ни о других, ни о самих себе. Сказав «тот, кто заслуживает ад»,

мы кого-то осуждаем (порой самих себя), и нам представляется, будто такое

суждение благородно и справедливо: будто мы знаем достаточно, чтобы вынести

такое суждение. Это не так. Мы, может быть, достаточно знаем собственное

недостоинство, но недостаточно знаем пути Божии, Его мудрость и Его милосердие.

«Я заслуживаю ад»— фраза, которую я считаю богословски ложной: она

предполагает право судить— право, принадлежащее Одному Богу. Что касается

знания ада— нам известно, что некоторые святые пережили этот опыт, но кто

из нас посмел бы сказать подобное о себе? Когда мы говорим об «аде»

человеческой жизни, об «аде» в обществе, о «кругах ада» на земле— мы

говорим все-таки не об аде. Ад (даже оставляя в стороне образ полного,

радикального отсутствия Бога)— момент, за которым нет ничего, это

предел пути, который можно бы обозначить словом Достоевского: «Слишком поздно!

Теперь я все понял, я прозрел, я бы сделал все, что надо,— и я

обнаруживаю, что слишком поздно: поздно любить, поздно понимать, поздно

действовать»46. В этом и

будет трагедия ада, но этого мы не знаем в жизни, в жизни не бывает «слишком

поздно». Пока мы живы телом, пока есть дыхание жизни в нас, пока смерть не

пожала нас— есть и будущее: один жест, одна мысль могут изменить и

преобразить жизнь. Мне вспоминается случай из жизни Cur d’Ars47: к нему однажды пришла женщина в