Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

верующих христиан. Это очень важный момент, потому что в таком случае мы можем,

как пишет об этом профессор Зандер, с ними говорить как с людьми, которые с

нами разделяют самые основы нашей веры, но отошли от тех или других моментов,

потеряли нечто293. Мы с ними

можем молиться так, как нельзя было молиться с арианами294 или с несторианами295, потому что у нас общего в вере гораздо

больше. Не говоря уже о том, что важно не только вероисповедание наше на

словах, в богословии: колоссальную роль играет вера, воплощенная в жизнь. Есть

люди инославные, которые доказывают свою веру во Христа всей жизнью, тогда как

многие правоверные, православные христиане доказать свою веру не только жизнью,

но даже смертью не всегда могут. И тут приходится принимать в учет, что

исповедание веры заключается не только в том, чтобы знать элементы этой веры,

как они изложены в Символе веры и в различных дальнейших богословских

утверждениях, но соответствовать им жизнью: покажи мне веру твою без дел

твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих,— говорит святой апостол

Иаков (Иак2:18). Это очень нам важно помнить.

И теперь мне хочется поставить перед вами вопрос, который я сам, может быть,

не до конца продумал: каким образом рождается ересь, рождается неправда

церковная? Мне кажется, что у нас есть два источника познания: с одной стороны,

ум, с другой— сердце. Профессор Семен Людвигович Франк говорил, что

ум— слуга, познание Бога и истин веры происходит в сердце. И когда он

говорил о сердце, он говорил не об эмоциях, не о сентиментальных переживаниях,

он говорил о сердце в том смысле, в каком это слово употреблялось в древности

святыми отцами: это самое наше нутро, наша способность всем существом, а не

только головой, воспринимать истину о Боге и общаться с Самим Богом. А когда он

говорит, что ум является слугой, он имеет в виду, что познавать Бога, познавать

истину, жить этой истиной мы можем всем нашим существованием, но порой должны

уметь выражать эту истину умственно, чтобы возможно было ее передать.

Недостаточно иметь в себе опыт о Боге, знание о Боге, чтобы уметь передать это