Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

предполагает право судить— право, принадлежащее Одному Богу. Что касается

знания ада— нам известно, что некоторые святые пережили этот опыт, но кто

из нас посмел бы сказать подобное о себе? Когда мы говорим об «аде»

человеческой жизни, об «аде» в обществе, о «кругах ада» на земле— мы

говорим все-таки не об аде. Ад (даже оставляя в стороне образ полного,

радикального отсутствия Бога)— момент, за которым нет ничего, это

предел пути, который можно бы обозначить словом Достоевского: «Слишком поздно!

Теперь я все понял, я прозрел, я бы сделал все, что надо,— и я

обнаруживаю, что слишком поздно: поздно любить, поздно понимать, поздно

действовать»46. В этом и

будет трагедия ада, но этого мы не знаем в жизни, в жизни не бывает «слишком

поздно». Пока мы живы телом, пока есть дыхание жизни в нас, пока смерть не

пожала нас— есть и будущее: один жест, одна мысль могут изменить и

преобразить жизнь. Мне вспоминается случай из жизни Cur d’Ars47: к нему однажды пришла женщина в

отчаянии, так как ее муж покончил с собой, бросившись в реку. Он попросил

подождать, пока он помолится, затем подозвал ее и сказал: «Утешься, между

мостом и водой он пожалел о своем поступке». Порой достаточно «мгновения ока»:

один вздох может все изменить.

Если смерть— единственная подлинная мера жизни, то есть нечто

благое для человека, почему Библия говорит, что она— проклятие, следствие

греха? Разве Адам и Ева не изначально должны были умереть?

Я не сказал так прямо, что смерть— единственная и подлинная мера

жизни, так же как не утверждал, что она— благо для человека. Я попытался

сказать— но, может быть, не сумел сделать это ясно,— что вырасти в

полную меру жизни можно, только если мы готовы встретить смерть, свободно

посмотреть ей в лицо, противостоять ей со всем мужеством, всей верой, всей

надеждой. «Благо»— не в смертности, не в самой смерти, когда она

настигает нас; положительный момент, как уже было сказано,— в том, что