Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
всеми чувствами, которые в них рождала Божественная благодать по отношению к
ним самим и к окружающему их миру.
И дальше: православие, то есть прославление Бога во всей Его дивности и
красоте, конечно, выразилось и в иконописи. Благодатью Святого Духа отдельные
люди были одарены способностью образно, зримо довести до нас, порой
ослепленных, порой мало понимающих, истины веры. Святой Иоанн Дамаскин говорит:
если хочешь научить вере безграмотного человека, кому недоступно чтение
Евангелия и отцов Церкви, поставь его перед иконостасом, где изображены все
двенадцать праздников, в которых раскрывается домостроительство Божие,
раскрывается история Божественного действия на земле во спасение мира, и
объясни ему, что каждый праздник значит, поставь его перед иконами
святых и научи его вглядываться в эти иконы не для того, чтобы просто
восхищаться их красотой, а для того, чтобы через красоту познать Того, Кто
является Красотой безмерной, Красотой неописуемой. И когда люди научатся
вглядываться в иконы, научи их как бы через иконы вглядываться в то, что
за ними кроется, то есть научи их видеть икону, а за ней— то лицо,
которое изображено на ней.
Кто-то из Отцов советует: если кто хочет помолиться, пусть станет перед
иконой Спасителя или Божией Матери, пусть вглядится в нее, а затем закроет
глаза и, уже не видя линии, краски, а только обращаясь к тому, кто изображен на
этой иконе, молится. Пусть человек (это уже не его слова) станет перед иконой,
зная, что находится в присутствии Живого Бога, Который хочет быть познанным,
Который не всегда может явиться явственно, не только образно, как Он являлся
некоторым святым, но даже в чувстве, но Который говорит: Я здесь! Ты меня,
может быть, сейчас не ощущаешь, но Я тут, радуйся тому, что Я стою перед тобой,
потому что ты стал передо Мной; молчишь ли ты или говоришь какие-то свои слова,
глубокие, или детским лепетом выражаешь свою душу, Я слышу те глубины, из
которых исходят не только слова, но чувства, тебя веду в те глубины, которые за