Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
того, что Он живет в этих стенах, под этой крышей, если Он никаким образом не
воздействует на людей, не общается с ними?» Я ему сказал: «Походите снова
тогда, когда есть люди, и посмотрите на их лица, посмотрите им в глаза, когда
они приходят и когда уходят». Он так и поступил и через некоторое время сказал
мне: «Знаете, ваш Бог не бездействен, это Бог, Который действует все время и
каждого человека меняет. Я вижу, с какими лицами люди приходят и с какими уходят;
и особенно явно какое-то сияние в их глазах, когда они причастились. Значит,
Бог не просто здесь живет пассивно, Он живет и действует, Он меняет людей. Я
чувствую себя мертвым, мне надо стать живым! Может ли ваш Бог что-то для меня
сделать?» С этого начались наши встречи и кончилось тем, что он крестился.
Этот человек сумел почувствовать то, чего часто не чувствуют верующие,
посещающие храм регулярно. Так легко привыкнуть даже к святыне, так
легко привыкнуть к тому, что мы входим в Божественную область! Как надо за
собой следить, чтобы не потерять благоговение, чтобы не потерять живое чувство
или хотя бы сознание, если у нас еще нет этого чувства! И когда мы становимся
на молитву, не надо стараться из себя выжимать какие-то эмоции, а надо стать
перед Богом и сказать: «Господи, я знаю, что Ты есть, я знаю, что Ты тут.
Прорваться к Тебе насильственно я не могу, но я буду стоять в Твоем
присутствии. Ты здесь, и я здесь. Если Ты захочешь, коснись моей души, коснись
моего сердца и ума, соверши надо мной что Ты захочешь. А иначе с меня довольно
того, что мне дано такое счастье: стоять перед Тобой и знать, что Ты меня
видишь и что я могу к Тебе обращаться с теми молитвами, которым меня учили
когда-то. Или могу просто своими собственными словами говорить с Тобой, говорить
Тебе все что захочу, потому что знаю, что Ты меня так любишь, что не
отвергнешь, даже если то, что я буду говорить, недостойно ни Тебя, ни того
святого места, где я нахожусь, но я буду правдив перед Тобой, все Тебе скажу».
В этом, может быть, сущность нашего православного опыта, который выражается,
как я сказал, различно, множеством путей, но который должен выражаться