Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
премудрости, по Своей воле, вступает и пожинает нас. Достаточно знать, что наше
дело— постоянно возрастать к полноте любви, учиться любить всем умом,
всей чуткостью— творчески, как только мы способны,— любить
деятельно, любить не только тех, к кому наше сердце обращено естественно, но и
других, любить не «вообще» людей, а каждого лично, потому что каждый—
единствен и заслуживает, чтобы его любили лично. Это мы можем помнить,
вот— наша роль, наше призвание. А Бог заберет нас, когда Сам определит.
Вы говорите, что Христос Сам пожелал умереть нашей смертью. Если так,
откуда Его молитва: «Мимонеси эту чашу»?
Христос— совершенный человек и совершенный Бог. Его воля находится в
гармонии, в единстве с волей Отца, но тем не менее в Своем человечестве Он ощущает
мучительную тоску и ужас смерти, как любой из нас. Я бы сказал больше: Христос,
бессмертный и в Своем человечестве,— единственный, Кто мог ощутить всю
чудовищность, ужас, невозможность смерти. Христос, бессмертный в Своем единстве
с Отцом, соглашается стать смертным и предает Себя смерти по солидарности с
нами. Он, измерив до глубин ужас смерти, как человек, в Своем подлинном
совершенном человечестве обращается к Отцу и умоляет: Мимонеси от Мене чашу,
затем добавляет: Да будет воля Твоя (Мф26:39—44). В этом
принятии Божественной воли человечество Христа проявляет свое совершенство,
свою совершенную гармонию с Живым Богом.
Не можете ли сказать несколько слов о самоубийстве? Как можно переносить,
вернее, любить жизнь? Разве смерть— не самое желанное, что может
произойти?
Христианское отношение к самоубийству, радикальное отвержение самоубийства
как попытки вырваться из жизни, которую мы находим невыносимо тяжелой,
основывается, думаю, на чувстве, что покончить с собой означает отрицать
возможность иного будущего, отвергать надежду. И я не говорю о какой-то далекой
надежде, а о конкретной надежде в настоящем. Самоубийство означает также