Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

решает он их исходя из духа православного Предания.

Митрополит Антоний как выразитель святоотеческого Предания

Говорить о патристическом контексте богословия митрополита Антония непросто.

В своих беседах и проповедях он довольно часто ссылается на Отцов Церкви,

иногда называя их по именам, иногда просто упоминая «кого-то из Отцов», однако

никакого систематического исследования святоотеческого наследия мы у него не

найдем. К изречениям и мыслям Отцов Церкви он подходит настолько свободно, что

иногда невозможно бывает установить источник цитаты: кажется, что когда-то

где-то Владыка Антоний прочел ту или иную святоотеческую мысль, а затем в

течение долгих лет жил с нею, осмысливал ее и переплавлял ее в горниле

собственного духовного опыта; то, что явилось на свет в результате этого

процесса, настолько же является мыслью Отца Церкви, насколько принадлежит

самому Владыке Антонию.

Такой метод цитирования был, впрочем, характерен и для самой святоотеческой

письменности. У преподобного Симеона Нового Богослова, например, мы почти не

находим прямых заимствований из предшествующих Отцов, зато находим множество

аллюзий на творения Григория Богослова, реминисценций и отголосков мыслей

других авторов, отдельные выражения из литургических текстов. Так же, как и для

прочих Отцов, для преподобного Симеона православное Предание было той стихией,

в которой он жил, тем воздухом, которым он дышал, и потому для него не было

необходимости постоянно цитировать других Отцов, ссылаться на авторитеты

древности. Он вообще считал, что тому, кто живет в Боге, нет нужды

читать о Боге. «Тот, кто сознательно приобрел в себе Бога, дающего людям

знание… собрал весь плод пользы от чтения, и более уже не будет нуждаться в

чтении книг…— говорил преподобный Симеон.— Обладающий как

собеседником Тем, Кто вдохновил написавших Божественные Писания и посвящаемый

Им в тайны сокровенных таинств, он сам станет для других богодухновенной

книгой, содержащей новые и ветхие таинства, написанные в ней перстом Божиим»6.