Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
когда вдруг до нас дойдет понимание. Английская писательница Эвелин Андерхилл
сравнивает совершенного христианина с собакой пастуха, с овчаркой. Овчарка,
говорит она, как только заслышит голос хозяина, замирает на месте, смотрит ему
в глаза, приникает к его взгляду и голосу, чтобы угадать его волю. Затем, как
только она поняла, без малейшего колебания она бросается исполнять волю своего
хозяина. И (добавляет писательница) у нее есть свойство, редкое среди христиан:
она без устали виляет хвостом.
Мы должны уметь путем созерцательного молчания, в молитвенном ожидании
различить в основе нашей жизни, ее сумятице, ее видимом беспорядке Божий
замысел. Мы должны научиться в молитве же находить мужество, силу, вдохновение
и необходимое руководство. Так весь день станет непрестанной молитвой. Но
это— идеальное состояние, в которое мы не можем вступить сразу, потому
что не привыкли к молитве, к постоянному вниманию, мы не умеем сохранять
трезвение среди окружающей нас жизни, которая пронизывает нас, вливается в нас.
Мы должны вступать на этот путь постепенно, начиная с нескольких часов, иногда
и того короче, потому что, если будем принуждать себя слишком долго и напряжено
сосредоточивать свое внимание, наступит момент, когда наши силы истощатся. Это
не значит, что благодать привела нас к ошибкам— просто человеческий
инструмент еще слишком хрупок. Тогда нас охватит отвращение, усталость от
молитвы; самые живые слова станут пеплом на устах, нам будет казаться, что этот
день мы живем не в Боге и не для Бога. В такие моменты, когда мы сокрушены,
потому что жили не в свою меру, надо уметь смиренно признать свое поражение,
признать, что мы не доросли до того, чтобы жить в постоянном присутствии
Божием. Тогда следует уметь проявить духовное воздержание и ограничить свои
молитвенные порывы, особенно словесное их выражение: надо знать, что, раз
испросив Божие благословение на этот день и стараясь жить нерассеянно, без
суеты, мы пребудем в том состоянии молитвенности, о котором говорилось выше. А
затем постепенное, внимательное воспитание нашего сердца и ума позволит нам