Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
отзывается двояким образом: оно участвует в усилии человека обрести внимание и
приспосабливается к предмету внимания. Этот двойственный процесс протекает не
случайно, в нем участвуют различные части тела в соответствии с предметом
внимания, и тот же предмет, в зависимости от того, переживается ли он в мысли
или в чувстве, побуждает ли к действию или остается бездейственным, в
зависимости от большей или меньшей степени аскетической чистоты, затрагивает
различные центры сосредоточения внимания. Тема «прокладывает себе путь». Только
блуждающая мысль, не связанная с определенным душевным состоянием, лишена
физического места. Она жужжит в голове, не способная собраться, подобная, по
слову Феофана Затворника, беспорядочной стае мошек (по Вивекананде:
«произвольным прыжкам обезьян с ветки на ветку»314).
Как только появляется господствующая мысль или всеподавляющее чувство, вся
душевная деятельность объединяется вокруг них, приобретает бльшую
целостность, бльшую связность, поле сознания суживается и озаряется, и
немедленно обнаруживается телесно-душевное «место», центр внимания и
характерные для него душевно-телесные явления.
Трудничество, телесный подвиг— вот единственные средства придать
молитве полную устойчивость. Спонтанная молитва, родившаяся из восторга или
чувства трагичности, зависит от слишком многого; лишь молитва, родившаяся из
убеждения, приносимая твердой волей, может поставить нас перед лицом Божиим. В
Православной Церкви молитвой устойчивости по преимуществу является так
называемая Иисусова молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,
грешного!
Встреча человека с Богом в устойчивой молитве непременно приведет к
безмолвию, молчанию. Следует сразу различить два рода безмолвия: безмолвие
Божие и внутреннее безмолвие человека. Молчание Бога, часто более тяжелое, чем
был бы Его отказ, молчание-отсутствие, о котором мы уже говорили, и, с другой
стороны, внутреннее безмолвие человека, более глубокое, чем слова, более живое,