Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

тогда мы разделяем одиночество Христа перед лицом безмолвия Божия. Очень важно

осознать, что порой либо молчание Бога вызывает к действию все дремлющие силы

нашей души, либо Бог взвесил наши силы и дает нам участвовать в искупительном

деле Христовом.

Молчание Бога, отсутствие Бога, но также молчание и отсутствие человека.

Встреча бывает глубока, достигает совершенства, лишь когда оба ее участника

способны пребыть вместе в безмолвии. Пока для поддержания контакта требуется

поток слов, движений, пока, чтобы не потерять друг друга из виду, требуются

словесные выражения, мы можем с грустной уверенностью сказать, что наши

отношения еще не достигли искомой близости и глубины. Нам всем знаком опыт

безмолвия, которое сходит на нас, окутывает и соединяет с тем, с кем мы находимся

в данный момент. Молчание, которое пронизывает душу до глубин, открывает в душе

еще неведомые глубины. Молчание требовательное, бездонное, внутреннее, которое

приводит нас к встрече с Богом и в Нем с нашим ближним.

Когда такое безмолвие сходит на нас, нам не нужны слова, чтобы почувствовать

тесную близость с нашим собеседником, чтобы приобщиться в самых наших глубинах

и даже еще глубже тому, что нас объединяет. И когда это безмолвие достаточно

глубоко, из его глубин можно начать говорить, но как бережно, как трезво, как

внимательно мы тогда говорим, чтобы не разбить молчание шумом или сумбуром

слов. Наша мысль тогда становится созерцательна; наше сознание, вместо того

чтобы пытаться, как ему свойственно, создавать множество образов, силится

выделить в глубинах нашего сердца предельно простые, светоносные образы.

Сознание исполняет свое назначение, его роль служебная, оно лишь выражает

что-то, что его превосходит. Наш взор погружается тогда в большие глубины и

робко, благоговейно, со страхом пытается выразить увиденное. И пока слова

остаются глубоки, пока они не умствуют и не отделяются от всецелого опыта, они

не нарушают молчание, а выражают его. Есть замечательные строки у одного

средневекового монаха: он говорит, что если Христос действительно— Слово