Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

бесплодна, когда не подкреплена верой. Вспомните место в Евангелии, где

говорится, что Христос не смог совершить никакого чуда в Назарете, потому что

не нашел там веры (напр., Мф13:58). Как только есть вера, налицо—

условие чуда, то есть присутствия Царства Божия, пришедшего в силе. И в ответ

на наши молитвы Христос помогает нам, спасает нас, не вторгаясь, а поступая со

властью, просто потому что Он— Хозяин в Своем Царстве. Но когда наша вера

глубоко укоренена в Нем, когда мы способны разделить с Ним Его заботу о мире,

тогда мы разделяем одиночество Христа перед лицом безмолвия Божия. Очень важно

осознать, что порой либо молчание Бога вызывает к действию все дремлющие силы

нашей души, либо Бог взвесил наши силы и дает нам участвовать в искупительном

деле Христовом.

Молчание Бога, отсутствие Бога, но также молчание и отсутствие человека.

Встреча бывает глубока, достигает совершенства, лишь когда оба ее участника

способны пребыть вместе в безмолвии. Пока для поддержания контакта требуется

поток слов, движений, пока, чтобы не потерять друг друга из виду, требуются

словесные выражения, мы можем с грустной уверенностью сказать, что наши

отношения еще не достигли искомой близости и глубины. Нам всем знаком опыт

безмолвия, которое сходит на нас, окутывает и соединяет с тем, с кем мы находимся

в данный момент. Молчание, которое пронизывает душу до глубин, открывает в душе

еще неведомые глубины. Молчание требовательное, бездонное, внутреннее, которое

приводит нас к встрече с Богом и в Нем с нашим ближним.

Когда такое безмолвие сходит на нас, нам не нужны слова, чтобы почувствовать

тесную близость с нашим собеседником, чтобы приобщиться в самых наших глубинах

и даже еще глубже тому, что нас объединяет. И когда это безмолвие достаточно

глубоко, из его глубин можно начать говорить, но как бережно, как трезво, как

внимательно мы тогда говорим, чтобы не разбить молчание шумом или сумбуром

слов. Наша мысль тогда становится созерцательна; наше сознание, вместо того

чтобы пытаться, как ему свойственно, создавать множество образов, силится