Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
выделить в глубинах нашего сердца предельно простые, светоносные образы.
Сознание исполняет свое назначение, его роль служебная, оно лишь выражает
что-то, что его превосходит. Наш взор погружается тогда в большие глубины и
робко, благоговейно, со страхом пытается выразить увиденное. И пока слова
остаются глубоки, пока они не умствуют и не отделяются от всецелого опыта, они
не нарушают молчание, а выражают его. Есть замечательные строки у одного
средневекового монаха: он говорит, что если Христос действительно— Слово
Божие, то мы имеем право сказать, что Отец— то творческое, бездонное
молчание, из которого только и может вырваться Слово, до конца и в совершенстве
выражающее это молчание.
Нечто подобное мы испытываем в минуты безмолвия. Порой оно сходит на нас,
как чудо, как дар Божий, чаще же нам приходится учиться этому внутреннему
безмолвию. Один из его видов— вера; устойчивость, надежда, которая
избавляет нас от неуверенности, колебаний,— тоже его аспект; оно
же— тот внутренний покой, который греческие Отцы называют исихией316. В созерцании главное— безмолвие,
покрывающая все трепетная, чуткая тишина, которую нельзя определить ни как
пассивность, ни как активность. Это спокойная бдительность. И мы должны
научиться путем душевно-телесного подвига помогать нашей молитве достичь той
совершенной формы, какой является внутреннее молчание.
Поиск безмолвия проходит одновременно в плане человеческом и в плане
божественном. С одной стороны, его надо искать, с другой— оно дается.
Человеческий поиск этого постоянного внутрьпребывания, «хождения перед лицом
Божиим» замечательно описан у средневекового автора, Брата Лаврентия317. На гораздо более скромном уровне я
могу привести пример пожилой женщины, которая годами молилась, и никогда не
могла ощутить присутствие Божие,— и обнаружила его в молчании. Вскоре
после моего рукоположения я был послан служить на Рождество в старческом доме.
Ко мне подошла очень старая женщина и сказала, что уже годами твердит Иисусову
молитву, но никогда не ощутила присутствия Божия. По своей неопытности я нашел