Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

простое решение ее проблемы. «Где же Богу вставить слово,— сказал я

ей,— если вы все время говорите? Дайте Ему эту возможность—

помолчите!» —«Но как это сделать?» И я ей дал совет, который с тех пор не

раз повторял, потому что тогда он пригодился. Я посоветовал ей после завтрака

прибрать комнату, навести в ней уют, сесть так, чтобы видеть ее целиком, с

окном и видом на сад, с иконами и лампадкой. «Когда так устроитесь,—

сказал я,— отдохните четверть часа в присутствии Божием, но только не

молитесь. Будьте так спокойны, как только можете, а поскольку вы, вероятно, не

умеете сидеть без дела, возьмите вязание и вяжите перед лицом Божиим, потом

расскажете мне, что произойдет». Через несколько дней она пришла, счастливая:

она ощутила, что Бог тут. Я с любопытством спросил ее, что же произошло. Она

объяснила, что поступила точно так, как я ей посоветовал: устроилась удобно и

огляделась молча, спокойно, зная, что она вправе ничего не делать и не

молиться, и впервые за многие годы заметила, что комната ее тихая, уютная,

удобная. Она увидела эту комнату будто впервые. Произошла встреча между нею и

тем местом, где она жила годами, никогда его не замечая. Потом она прониклась

окружающим ее миром и покоем, который подчеркивало тиканье часов и постукивание

спиц по ручкам кресла. И постепенно это внешнее безмолвие стало перетекать

внутрь, проникать в нее, молчание охватило ее и открыло ей что-то большее,

молчание более «насыщенное», которое было не просто отсутствием шума, а

богатым, сущностным молчанием, в сердцевине которого она различила Присутствие.

И как только она ощутила это Присутствие, в ней родилось желание молитвы—

но на этот раз из самых глубин молчания, не потоком слов, не в вихре мыслей, а

спокойно выбирая каждое слово из глубин этого молчания и тихо принося его Богу.

Сама молитва стала выражением внутреннего молчания, частью того поистине

Божественного безмолвия, которое она ощутила. Такой способ доступен всем.

Конечно, придется бороться с кружением мыслей, с колебаниями сердца, с порывами

плоти, с неустойчивостью воли. Для этого существует множество упражнений,