Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
земное страдание, но по мере того как продолжается наша молитва, все явнее
становится присутствие Божие и наступает момент, когда мы теряем землю из виду,
нас уносит в глубины Божии— в покой, безмолвие, мир, и здесь, в
сердцевине тайны любви, мы вновь встречаем тех, сострадание к которым коснулось
нашего сердца, кто погружен в Божественную любовь. И тогда Дух Божий, Дух любви
пронизывает нас до конца и возвращает к сознанию тварного,— но теперь в
нем сплетается полная земная ответственность и все углубляющееся созерцание
Живого Бога, Бога любви.
Это безмолвие приводит нас к встрече с Богом в покое, в простоте веры,
встрече через то, что порой называют «молитвой просто взглядом», которую так
прекрасно выразил крестьянин из Арса. Его святой пастырь, «Арский кюре»
спросил, что он часами делает, сидя в церкви, даже не перебирая четки. «Я гляжу
на Него, Он глядит на меня, и нам так хорошо вместе»,— был ответ. Я смотрю
на Него, Он смотрит на меня, и мы счастливы вместе. Но такая молитва без
слов— не только молитва, но преображающая сила.
Существует рассказ о том, как созерцательная молитва, просто взгляд,
обращенный к Богу, сумел преобразить не только внутренне, но даже внешне
ребенка, который отдался со всей непосредственностью такому созерцанию318.
Пример Старца Силуана показывает нам, что молитва позволяет охватить
одновременно Бога и человека, человека и Бога. Как было сказано вначале,
видение глубины вещей позволяет нам познать их реальность, реальную
сущность— как нашего видимого ближнего, так и Незримого нашего Ближнего.
Это приводит нас к последнему в исследовании этой встречи: встреча среди
человеческого сообщества. Человеческое сообщество предстает нам в двух очень
различных аспектах. С одной стороны, это секулярное общество, весь окружающий нас
мир людей, неотъемлемой частью которого являемся и мы, с другой стороны—
церковное общество, к которому мы тоже принадлежим. В светском обществе
присутствие христианина должно быть присутствием Христа. Это предполагает