Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Живого Бога, Бога любви.
Это безмолвие приводит нас к встрече с Богом в покое, в простоте веры,
встрече через то, что порой называют «молитвой просто взглядом», которую так
прекрасно выразил крестьянин из Арса. Его святой пастырь, «Арский кюре»
спросил, что он часами делает, сидя в церкви, даже не перебирая четки. «Я гляжу
на Него, Он глядит на меня, и нам так хорошо вместе»,— был ответ. Я смотрю
на Него, Он смотрит на меня, и мы счастливы вместе. Но такая молитва без
слов— не только молитва, но преображающая сила.
Существует рассказ о том, как созерцательная молитва, просто взгляд,
обращенный к Богу, сумел преобразить не только внутренне, но даже внешне
ребенка, который отдался со всей непосредственностью такому созерцанию318.
Пример Старца Силуана показывает нам, что молитва позволяет охватить
одновременно Бога и человека, человека и Бога. Как было сказано вначале,
видение глубины вещей позволяет нам познать их реальность, реальную
сущность— как нашего видимого ближнего, так и Незримого нашего Ближнего.
Это приводит нас к последнему в исследовании этой встречи: встреча среди
человеческого сообщества. Человеческое сообщество предстает нам в двух очень
различных аспектах. С одной стороны, это секулярное общество, весь окружающий нас
мир людей, неотъемлемой частью которого являемся и мы, с другой стороны—
церковное общество, к которому мы тоже принадлежим. В светском обществе
присутствие христианина должно быть присутствием Христа. Это предполагает
полную самоотдачу. Основоположный акт домостроительства спасения—
воплощение Слова Божия: действие, которым трансцендентный и свободный Бог
становится одним из нас, солидаризируется с нами навсегда, навеки. Таков должен
быть и христианин. Разве Христос не сказал: как Меня послал Отец, так и Я
вас посылаю, и добавил: как овец среди волков (Ин20:21;
Мф10:16). Он сказал нам, что мы должны быть в мире, но не от мира
(Ин17:14—16). Это обязывает нас идти навстречу миру в его полноте,