Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

обещанием Божиим быть там, где Его призовут на помощь, мы можем осуществить

свое предстательство. Порой нам недостает слов, порой мы не умеем поступить с

мудростью, но мы всегда можем просить Бога прийти и быть с нами. И тогда мы

часто увидим, как меняется атмосфера, ссора прекращается, снова водворяется

мир. Это немаловажная форма предстательства, хотя она менее ярка, чем то, что

мы считаем большой жертвенностью. И мы еще раз видим, насколько неразрывно

связаны действие и созерцание, видим, что невозможно действовать по-христиански

вне созерцательного момента. Мы видим также, что созерцание не есть только

боговидение, оно есть прозрение в глубину, которое позволяет нам видеть суть

вещей, различать их вечное значение, созерцание есть видение не только мира, но

и мира в Боге.

В центре этой всечеловеческой общности, этого видимого мира, который гораздо

шире человеческого общества, присутствует община, которая одна только способна

охватить и трансцендентное, и непосредственное призвание того, что ее окружает:

это Церковь, общество избранных, и избрание это означает для членов общины не

привилегии и права, а служение. Христос обещал, что пошлет нас, как овец

среди волков (Мф10:16), в вечер Своего Воскресения Он заповедал нам

выйти в мир, как Его послал Отец (Ин20:21). Он нас предупредил, что мы на

земле— как бы небесное поселение, авангард Царствия Божия, мы соратники

Господни в деле освобождения мира от сил зла и смерти. Церковь можно определить

только извне, изнутри она— сама тайна внутренней жизни и углубления в Боге,

она— тайна встречи, присутствия и приобщенности. Она далеко превосходит

человеческое общество, обращенное к Богу, послушное Ему, собранное вокруг Него,

она— живое тело, одновременно Божественное и человеческое. У нее есть

эмпирический аспект— мы, есть и вечный аспект— Бог, Бог в нас и мы

в Нем. С одной стороны, по определению святого Ефрема Сирина, Церковь— не

собрание праведных, а толпа кающихся грешников; она в тоске взывает к Богу, она

сама нуждается в спасении. С другой стороны, она не только in via, в пути,—