Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
жертвой, и сила возрождения для тех, кто виновен перед нами. Если они живы, их
может коснуться благодать, если они умерли, их может покрыть прощение от Бога.
Примирение— дело божественное, но и нам оно доступно. Я знаю, мои слова
звучат призывом к подвигу. Но христианская жизнь, христианское обновление,
воскресение, восстанавливающее нас к жизни от смерти,— не просто дар от
Бога: оно требует от нас предельного усилия, вседушной, всецелой отдачи
себя, стремления стать во Христе искупительной жертвой, если придется—
стать, по Его образу, Мужем скорбей (Ис53:3).
Православная философия материи
Православная философия материи49
Слишком часто мы по привычке, по инерции, по лени ума, не только неверующие,
но и верующие, думаем о материи, будто она инертна, мертва. С точки зрения
нашего субъективного опыта, это действительно так. Но с точки зрения философии
материи, с точки зрения ее соотношения с Творцом, Который державным словом ее
призвал из небытия к бытию, все имеет жизнь: в каком-то смысле, все Богом
сотворенное может участвовать радостно и ликующе в гармонии твари. Иначе если
бы материя была просто инертна и мертва, то всякое Божие воздействие на нее
было бы как бы магическим, было бы насилием, материя не была бы послушна Ему,
те чудеса, которые описаны в Ветхом или Новом Завете, не были бы чудесами, то
есть делом послушания и восстановления утраченной гармонии. Это были бы
властные действия Бога, против которых материя, сотворенная Богом, не могла бы
ничего. И это не так. Все сотворенное живет, на каждом уровне тварной жизни,
своей особенной тварностью. И если мы умели бы в нашем очень часто холодном,
тяжелом, потемневшем мире уловить то состояние материи, которое нам больше
недоступно, потому что мы ее видим не Божиими глазами и не изнутри духовного
опыта, мы видели бы, что Бог и все Им сотворенное связаны живой связью.
Это очень важно для нашего религиозного сознания, потому что на этом
основано очень многое не только в нашей религиозной вере, но и в нашем религиозном